Методика раннего развития Глена Домана. Карточки Домана из раздела "Флора и фауна"
Гленн Доман - американский врач-физиотерапевт, который с 1940 года занимается изучением развития детского мозга.
Исследуя поведение детей с повреждением головного мозга, Доман пришел к выводу, который и стал основным тезисом созданной им в последствии методики раннего развития: при стимуляции одного из органов чувств (слух или зрение), происходит активизация всего мозга в целом.
На практике происходило следующее: больным детям, которые могли видеть, показывали карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносили эти слова вслух. Все занятие занимало всего 5-10 секунд, но в течение дня таких уроков было несколько десятков. В результате, больные дети начинали читать, а параллельно с этим, постепенно начинали двигаться. Физической активности также уделялось много внимания - Доман предположил, а в дальнейшем и доказал, что физическое развитие стимулирует умственное развитие. Таким образом, через какое-то время регулярных занятий больные дети, считавшиеся безнадежными, догоняли в своем развитии здоровых сверстников.
В дальнейшем эта методика стала использоваться и для занятий со здоровыми детьми. Результаты потрясли всех: дети 2-х, 3-х и 4-х лет начинали читать, осваивали счет, становились настоящими эрудитами и при этом были прекрасно развиты физически.
В методике Домана можно выделить 4 основных направления обучения:
- физическое развитие ребенка - с первых дней жизни ребенок должен иметь возможность свободно двигаться (нельзя пеленать малыша, а также использовать манежи и т.д.). Доман предлагает учить ребенка делать все, что только возможно: крутить и вертеть его различными способами. В своей книге "Гармоничное развитие ребенка" автор предалагет изготовить различные приспособления, стимулирующие малышей ползать, передвигаться на руках, ходить и т.д. По мнению Домана, развивая малыша подобным образом (особенно во время первого года жизни) можно сделать серьезный задел на всю его будущую жизнь.
- обучение чтению строится на демонстрации карточек со словами, написанными большими красными буквами. Сначала это предметы и имена людей из непосредственного окружения ребенка, затем прилагательные, действия и т.д. Смысл в том, что ребенок не должен вначале пытаться понять такие абстрактные символы как буквы, которые для него на данном этапе ничего не значат. Малыш учится воспринимать зрительно все слово целиком, четко представляя себе его значение. Например, малышу просто понять, что картинка со словом "МЯЧ" обозначает его любимую круглую игрушку. Но что за странные буквы М и Я, и Ч?
Более подробно об этом направлении обучения можно прочитать в книге "Как научить ребенка читать"
- для обучения счету используются карточки с красными кружочками (на первом этапе от 1 до 20 кружочков). Таким образом, ребенок знакомится с понятием количества, а не с абстрактными цифрами. Домен уверяет, что малыш в процессе обучения сможет запросто указать количество точек на рисунке только взглянув на него. Также, благодаря этой методике, ребенок сможет достаточно быстро производить вычисления в голове, оперируя при этом большими числами.
- формирование системы энциклопедических знаний происходит за счет регулярного ежедневного показа серий карточек с картинками, разбитых на категории. Домен называет одну такую карточку "битом интеллекта" и выдвигает к ней определенные требования: картинка должна быть четкая, достаточно крупная, достоверная, на белом фоне, размер карточки 27х27см. В категорию должно входить от 10 и больше карточек. (например: категория "Фрукты" и карточки в ней: яблоко, банан и тд.). На первом этапе при демонстрации необходимо просто называть предмет на картинке, на втором последовательно добавлять информацию об этом предмете в виде одного предложения (таких предложений должно быть 10-12).
Методика Глена Домана за более чем 60 лет своего применения завоевала сердца многих родителей, а также послужила базой для работ других исследователей развития детского мозга (Сисиль Лупан, Андрей Маниченко и др.) и создания многочисленных практических материалов (комплекты "Букварь с пеленок", "Математика с пеленок", большое количество игр на основе методики и т.д.). Но не все так безоблачно и красиво - у методики имеется немало противников, которые считают, что при таком подходе ребенок является "пассивным объектом обучения", которого нагружают фактами, но при этом не учат использовать полученные знания.
В любом случае, у каждого родителя должна сформироваться своя точка зрения на эту методику, исходя из собственного опыта, реакции малыша на занятия и, конечно же, на основе достигнутых в ходе занятий результатов.
Мой постоянный соавтор Оксана Чеснокова (ksunch) подготовила более 400 карточек по методике Домана в 22 категориях, а также поделилась собственным мнением на основе опыта занятий с сыночком Ванюшей:
"Методика Домена привлекла меня своей четкой логичной системой и обещанными потрясающими результатами. Заинтересовавшись, я прочла книгу Глена Домена, где описываются сразу несколько направлений обучения (чтение, математика, энциклопедические знания, физическое развитие). Книга открывает глаза на безграничность детских возможностей и призывает не загонять обучение ребенка в рамки, обусловленные нашими представлениями о традиционном воспитании, воспоминаниями о школьном обучении и прочими "заблуждениями".
Эта методика требует большого терпения и упорства от родителя, и настойчивости, и трудозатрат на изготовление материала (первые 60 карточек с точками я рисовала в ручную толстенным маркером обводя дырочку в линейке. Мне эти точки потом снились! Остальные от 60 до 100 я планирую напечатать на самоклейке и наклеить на картон.)
Я считаю, что результаты зависят напрямую от родителя, от затраченого времени, от регулярности, разнообразия учебного материала. И БЕЗУСЛОВНО методика должна быть подстроена под каждого малыша. Использовать ее точно также, как написано у Домена, значит посвятить ВСЁ время на это дело и пожертвовать другими не менее развивающими и веселыми занятиями и играми.
У нас с Иваном получилось так: мы стали заниматься с 6,5 месяцев и начали с точек и фруктов. Первую десятку точек он отсмотрел, но потом просто отворачивался, увидев точки, а к картинкам, напротив, проявлял интерес. И я решила отложить математику и показывать только картинки. Сейчас режим настроился и выглядит так: 3 занятия в течении дня (перед едой я сажу его на стульчик и мы занимаемся). за каждое занатие мы смотрим 4 категории по 10 карточек. Каждый день меняю 1 карточку в каждой категории, когда катрочки категории кончаются, показываю её дней 7, а потом меняю всю категорию сразу на другую. Когда категорию мы уже долго мусолим, я вижу как пропадает интерес у Ивана, и какое внимание он проявляет к навым картинкам. И так уже 3 месяца :) Позже мы вернемся к показанным картинкам и будем уже разбирать их подробнее. А какие у нас результаты, пока не знаю :) Ванюха мне еще ничего не говорит по этому поводу))) Но я верю, что все мои усилия не зря!"
Из своего опыта работы с карточками могу сказать, что когда Маркусу был примерно 1 год мы стали заниматься по методике Домана: использовали карточки для обучения счету и для формирования энциклопедических знаний. Я действовала строго по методике (5 карточек по 1 секунде на показ каждой картинки), но прошло несколько недель и мое рвение угасло. Виной тому было то, что я не видела какую-либо отдачу от Марка и мне казалось что карточки не вызывают у него никакого интереса - он мог посмотреть 1-2 карточки, а затем снова переключиться на игрушки, недосмотрев серию карток до конца. В итоге, через пару недель мы прекратили занятия.
Спустя какое-то время, Маркус сам нашел карточки на полке и я заметила, что ему просто интересно их разглядывать, перекладывать, называть самому, что на них изображено. В возрасте 2,5 лет, он с большим интересом сам сортировал карточки по категориям или по какому-либо признаку, например, съедобное-несъедобное. По карточкам мы также учили цвета, формы, понятия "целое/часть", называли части из которых состоит тот или иной объект и т.д. Я заметила, что Маркус любит рассматривать детали на карточках, особенно если там изображены транспортные средства :-)
Сейчас, когда ему уже 3 года и 8 месяцев ему нравится смотреть карточки на мониторе компьютора. Он сам перелистывает их и называет, что изображено на каждой карточке, а в случае когда он не знает ответ или ошибается - я ему помогаю.
Таким образом, в своих занятиях мы ушли далеко от оригинальной методики Домана, но, по моему мнению, важнее и правильнее следовать тому, что хочет сам ребенок и поощрять его стремления к знаниям.
Одно из важных достоинств карточек, подготовленных Оксаной, заключается в том, что помимо простых, знакомых каждому объектов, они содержат большое количество редких, мало известных объектов. Возьмем для примера категорию фрукты, кроме всем известных яблока, груши, апельсина и пр., там содержится кивано, личи, питахайя и др. экзотические фрукты, о которых даже многие взрослые раньше и не слышали. Таким образом, благодаря карточкам малыш знакомится с редкими объектами, которых он не встречал до этого в своей жизни.
Помимо всего прочего, карточки, подготовленные Оксаной, заключают в себе огромный потенциал для дальнейшего развития, ведь на них написаны слова. Так что мы с Маркусом планируем продолжать занятия по карточкам Домана, постепенно смещая фокус от изображений к буквам и словам.
Внимание! Прошу всех желающих высказать свое мнение по поводу методики, рассказывать о своем опыте работы с карточками, какие достигнуты результаты и как малыши воспринимают подобные занятия.
В первой части статьи, посвященной методике Глена Домана, представлены карточки из раздела "Флора и фауна":
Фрукты (40 карточек): апельсин, яблоко, персик, груша, ананас, киви, лайм, виноград, манго, папайя, карамбола, арбуз, дыня, банан, кокос, авокадо, инжир, гранат, лимон, мандарин, грейпфрут, айва, слива, хурма, финики, гуава, мангостан, дуриан, кумкват, фейхоа, рамбутан, кивано, маракуйя, личи, питахайя, тамарилло, помело, пепино, гренадилл, салак.
Скачать карточки категории "Фрукты" в формате pdf (5,54 Mb)
Овощи (33 карточки): капуста белокочанная, капуста цветная, капуста брокколи, капуста савойская, капуста краснокочанная, капуста китайская, салат, помидор, огурец, картофель, капуста брюссельская, лук, чеснок, морковь, перец болгарский, перец чили, редис, репа, редька, свекла, спаржа, сельдерей, кабачок, чукини, баклажан, тыква, патиссон, кукуруза, горох, корень имбиря, артишок, фасоль, петрушка.
Скачать карточки категории "Овощи" в формате pdf (1,46 Mb)
Ягоды (19 карточек): клубника, малина, ежевика, шиповник, черешня, красная смородина, вишня, черника, белая смородина, черная смородина, земляника, черноплодная рябина, облепиха, клюква, брусника, кизил, крыжовник, голубика, морожка.
Скачать карточки категории "Ягоды" в формате pdf (1,35 Mb)
Грибы (13 карточек): лисичка, опята, подосиновик, белый гриб,сыроежка, шампиньон, боровик, груздь, подберезовик, масленок, вешенка, мухомор, поганка.
Скачать карточки категории "Грибы" в формате pdf (1,61 Mb)
Орехи (12 карточек): фундук, грецкий орех, арахис, миндаль, фисташки, кешью, кедровый орех, каштан, бразильский орех, орех макадамия, орех пекан, мускатный орех.
Скачать карточки категории "Орехи" в формате pdf (1,08 Mb)
Домашние питомцы (9 карточек): кошка, собака, морская свинка, хомяк, мышь, попугай, канарейка, черепаха, рыбки.
Скачать карточки категории "Домашние питомцы" в формате pdf (381,58 Kb)
Животные в деревне (14 карточек): осёл, лама, овца, корова, свинья, коза, лошадь, кролик, козел, индюк, гусь, петух, купица, баран.
Скачать карточки категории "Животные в деревне" в формате pdf (991,18 Kb)
Животные Австралии (10 карточек): кенгуру, сумчатый дьявол, эму, кузу, ехидна, вомбат, тилацин, утконос, коала, сумчатая летяга.
Скачать карточки категории "Животные Австралии" в формате pdf (587,68 Kb)
Насекомые и паукообразные (15 карточек): пчела, майский жук, таракан, божья коровка, бабочка, муха, мураваей, паук, комар, стрекоза, кузнечик, богомол, жук, гусеница, скорпион.
Скачать карточки категории "Насекомые и паукообразные" в формате pdf (1,55 Mb)
Смотрите также другие категории карточек Домана:
Карточки Домана. Часть 2. Транспорт
Карточки Домана. Часть 3. География
Карточки Домана. Часть 4. Природа
Карточки Домана. Часть 5. Общие знания
Карточки Домана. Часть 6. Флора и фауна (продолжение)
Карточки Домана. Часть 7. Спорт
Карточки Домана. Часть 8. Транспорт (продолжение)
Комментарии (25)
#24 20 августа 2013 г.Алиса7 комментирует... | Удалить
Здравствуйте! Огромное Вам спасибо за такие полезные карточки! У меня вопрос, можно ли карточки из в формата pdf перевести в какой-то другой (к сожалению не разбираюсь в этом) т.к. при скачивании картинки получаются большие, а я бы хотела на формат А4 разместить 4...6 картинок. Те карточки, что представлены тут (без скачивания которые) я забрала себе "сохранить как" а те, что скачены даже не копируются, помогите, пожалуйста, разобраться или может где-то есть все эти картинки другого формата, что б можно было их "сохранить как"....))
#23 07 февраля 2013 г.Alena комментирует... | Удалить
Моей доче 2года5мес. пока я распечатала карточки флора и фауна. за неделю доча выучила много больше половины названий, причем такие сложные и непривычные для нас как питахайя, личи, рамбутан, мангостан)). даже я, если увижу картинку без надписи не смогу назвать правильно. Доча сама просит карточки, кричит: "заниматься, давай заниматься"))).Спасибо большое))
#22 19 августа 2012 г.denvi78 комментирует... | Удалить
Здравствуйте! В 1-ой части, в ягодах, перепутаны подписи к вишне и черешне
#21 24 февраля 2012 г.Наталья Грухина отвечает... | Удалить
Екатерина, рада, что карточки вам пригодились. Оценку 5+ необходимо адресовать не мне, а Оксане Чесноковой (ksunch), которая подготовила большую часть представленных здесь карточек Домана.
Очень приятно, что вы готовы поделиться своими наборами - вы можете прислать их мне по электронной почте natasha@grukhina.ru или выложить свои карточки на форуме, в отдельной теме "Делаем карточки Домана своими руками"
Заранее большое спасибо.
#20 20 февраля 2012 г.Екатерина комментирует... | Удалить
Здравствуйте, Наталья! БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО за карточки! Сделаны они на 5+. Как по методике! Раньше скачивала карточки "Умничка", так они с посторонним фоном, не по правилам сделаны (например, Орёл - на карточке изображена только его голова!!!) Кошмар один. Приходилось мне часами сидеть в фотошопе и вырезать картинки. Столько времени и сил уходило!!! А тут вы уже поделились всем! Спасибо большое! Если надо, я могу выложить свои карточки здесь. У меня тоже небольшая коллекция набралась.
Делала я карточки так же, как и Вы: в файлики вкладывала с каждой стороны карточки (разной темы), картон не стала вкладывать и так держатся. Файлики скрепила кольцами от ключей (у ключника купила, по 2 колечка на 10 файликов - получается альбом). Кружочки одевала на палочку и перелистывала файлики перед малышом. Ребенку очень нравилось. Потом времени просто не стало хватать. Решила возобновить занятия.
Спасибо еще раз!
#19 19 ноября 2011 г.Наталья Грухина отвечает... | Удалить
Nadenka, да, все верно паук, да и скорпион тоже - это паукообразные. Век живи - век учись :-)
Надо будет тогда изменить название карточек на "Насекомые и паукообразные". Большое спасибо вам за подсказку!
#18 17 ноября 2011 г.Nadenka комментирует... | Удалить
Спасибо большое за такие замечательные карточки!!! Немедленно приступлю к их распечатке, а то ребенок у меня постоянно требует новых картинок, две полки в карточках уже...(один момент - паук - это не насекомое (это паукообразное)
#17 19 мая 2011 г.Наталья Грухина отвечает... | Удалить
ksunch, Оксана, спасибо большое за предложение!
Конечно, я все переправлю. Обещаю :-)
#16 11 мая 2011 г.ksunch комментирует... | Удалить
drobinson, marushka! Я могу подготовить ваши мариалы к подаче! Поправить буквы, собрать все в PDF-ку, как те, что уже выложены здесь. Если пришлете ваши джипеги Наташе, она их мне переправит! Правда, Наташ?
#15 13 марта 2011 г.Наталья Грухина отвечает... | Удалить
drobinson, пришлите пожалуйста карточки на мой эл. адрес natasha@grukhina.ru
Я посоветуюсь с Оксаной и попробую что-нибудь сделать.
Кстати, как вариант карточки можно делать в Word - там текст точно не будет угловатым, а потом готовый документы перевести в pdf формат.
marushka, спасибо за предложение! С удовольствием буду размещать карточки на странице. Пришлите пожалуйста ваши карточки на адрес natasha@grukhina.ru
#14 12 марта 2011 г.marushka комментирует... | Удалить
Devo4ki, delajte karto4ki sami i delites imi sdes... ya s radostiyu podelus svoimi karto4kami v jpg formate visokogo razresheniya vse landscape view...
eto ved tak priyano znat 4to mi pomagaem detyam!!!
#13 11 марта 2011 г.drobinson комментирует... | Удалить
Карточки готовы :) только как мне их вам скинуть, для проверки. Может Оксана Чеснокова сможет исправить кривизну букв, что б не портить квалитет карточек, или вы что-нибудь захотите изменить.... Они у меня в jpeg формате.
#12 01 марта 2011 г.Наталья Грухина отвечает... | Удалить
drobinson, было бы здорово! Большое спасибо :-)
#11 01 марта 2011 г.drobinson комментирует... | Удалить
Я сейчас собираю картинки на тему "одежда", если хотите, с удовольствием поделюсь, как закончу... :)
#10 01 марта 2011 г.Наталья Грухина отвечает... | Удалить
drobinson, эти карточки делает Оксана Чеснокова. Думаю, вероятнее всего в Photoshop
#9 27 февраля 2011 г.drobinson комментирует... | Удалить
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, в какой программе делались карточки?
Я пыталась в нескольких программах сделать карточки, но в итоге буквы получаются расплывчитыми и угловатыми.
#8 27 февраля 2011 г.Наталья Грухина отвечает... | Удалить
Карапузик, ann, девочки! Рада что вам понравились карточки.
Аnn, чтобы просматривать pdf-файлы нужна программа Adobe Reader, которую можно бесплатно установить с сайта www.adobe.com
#7 26 февраля 2011 г.ann комментирует... | Удалить
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, с помощью какой программы можно открыть скаченные файлы. Мне очень понравились картинки и я хотела использовать их для занятий с ребенком.
#6 20 февраля 2011 г.Карапузик комментирует... | Удалить
Я тоже недавно заинтересовалась этой методикой. Вот где можно материал собираю. Давно не была здесь. Только что все это увидела. ЗДОРОВО! Обязательно воспользуюсь.
#5 25 января 2011 г.Наталья Грухина отвечает... | Удалить
Ой, девочки! Как же я давно не заглядывала в эту тему - тут оказывается столько комментариев.
Маша-Архта, Lukolle, по поводу "поедания" карточек :-) , я распечатывала карточки на картоне, а затем "ламинировала" прозрачным скотчем (это задача не очень-то простая - много не заламинируешь). Лучший выход из ситуации - это прозрачные папки-файлы.
Можно сделать так: в каждый файл вложить по 2 карточки (с той и с другой стороны), а между ними картон формата А4 (при этом можно использовать картон от коробок, упаковок и т.д., т.е. совсем не обязательно новый). Отверстие в папке-файле можно заклеить скотчем, чтобы все было герметично и картинки не выпадали при работе с ними.
В таком виде картинки можно вложить в папку-регистратор (отдельная папка на каждую категорию карточек) и просматривать карточки в папке или доставать их из нее.
Кстати, папки-регистраторы - отличная развивающая игрушка :-) Малышам очень нравится открывать ее, доставать папки-файлы или листочки, потом вкладывать их обратно (а ведь это не простая задача для малыша!), застегивать и т.д. Этот процесс развивает мелкую моторику и, кроме того, приучает малыша к порядку.
Марго, все эти наборы сделала для нас моя соавтор Оксана Чеснокова. Будем надеяться, что продолжение будет :-)
Инулька-Красотулька, замечательно! Потрясающая история! Спасибо, что поделились с нами своим опытом. Уверена, что история вашей жизни станет для многих читателей стимулом не отчаиваться в подобной ситуации, а собраться с внутренними силами и действовать на перекор судьбе.
Вы - большой молодец, что вырастили и воспитали такого замечательного сына! Умница!!!
#4 14 января 2011 г.Маша-Архта комментирует... | Удалить
мы тоже книжки жуем с удовольствием. Что посоветуешь, Наташ? Ты их просто распечатывала или все-таки наклеивала на картон?
#3 30 ноября 2010 г.Lukolle комментирует... | Удалить
Спасибо огромное! Карточки просто выше всяких похвал. Одно меня удерживает от немедленной распечатки - доча пока книги, карточки, картонные коробки ЕСТ. Уже только от одного их вида начинает приговаривать ням-ням. Нам 9 месяцев. Не знаю, подождать, пока наестся? Или заламинировать... так разоришься тогда :)
#2 29 ноября 2010 г.Марго комментирует... | Удалить
Здравствуйте! простите за такую вот наглость, но не будет ли на вашем сайте пополнения карточек? я везде ищу и не могу найти наборы "Птицы" , "Обитатели воды", "Дикие животные", "Цветы"... в интернете есть много, но у Вас самые лучшие наборы!!!!
#1 16 августа 2010 г.Инулька-Красотулька комментирует... | Удалить
Я тоже занималась со старшим сыном по этой системе, мне когда в роддоме поставили диагноз ЗПР (сложные роды), я была в шоке.И для себя решила , что сделаю все, чтобы малыш развивался полноценно.И книга Глена Домана "Гармоничное развитие" тогда мне очень помогла (было это в 1996).Я рисовала и клеила все карточки сама.Резала журналы и ненужные книги.Тогда со всем этим было сложно.Но результаты не заставили себя ждать.Через полгода нам сняли все диагнозы, но поставили на контроль(потому что не верили, что можно так изменить ребенка физически и психически). В 8 месяцев он мог спокойно показать любую часть тела(плечо, бедро, голень и т.д.) А в 2 года он уже знал все буквы и читал.Сейчас ему почти 15 лет, он учиться в лицее, входит в состав областной команды по футболу и является дипломантом по области в танцевальных программах. Я считаю, что именно благодаря этой программе мой сынок сейчас такой.Я думала дотянуть его хотя бы до нормального уровня развития, а получилось все гораздо лучше!!! Правда выкладываться пришлось по полной, до его 3 лет личной жизни у меня не было, потому что занятия занимали все свободное время.НО...Это же так здорово, когда видишь что твои усилия дают такие результаты!!!!
Сейчас начала заниматься с младшей , ей уже 8 месяцев.
Для добавления комментария вам необходимо авторизоваться.
#25 11 января 2015 г.Bublik комментирует... | Удалить
Спасибо, но мне кажется на сегодняшний день проще показывать видеокарточки Домана которых полным полно. Например здесь https://www.youtube.com/watch?v=F-6t_TTLYmA&list=PLIknnRuzBhNJnLR5ZXoN0gn92jxUNrfbo Видео ребенок может сам пересматривать хоть сто раз. Хотя каждому свое )))